Православный календарь

Для прослушивания соборного радио перейдите пожалуйста по ссылке
СОБОРНОЕ РАДИО И ТВ

Важные ссылки
Указ патриарха Кирилла
В неделю Григория Паламы в кафедральном соборе города Саранска было совершено всенощное бдение.

11 марта 2017 года секретарь Саранской епархи, возглавил всенощное бдение в соборном храме святаго праведнаго воина Феодора Ушакова г.Саранска.

Его Высокопрепреподобию сослужили клирики Саранского кафедрального собора. 

За богослужением архиерейский хор исполнил песнопение "Покаяния отверзи ми двери..." Также были спеты величания Киево-Печерским святым. 

Во время чтения канона на утрене, более двухсот прихожан были помазаны освященным елеем.

 

* * * 

Святитель Григорий Палама, архи­епископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турец­кого нашествия семья бежала в Кон­стантинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Отец святого Григо­рия стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспита­нии и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежа­нием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие пол­ный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя го­сударственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Бого­слов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лав­ру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совер­шенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве – умному деланию, кото­рое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами начиная с великих пустынни­ков IV века Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 янва­ря). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) по­дробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено Афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии буду­щий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жиз­ни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выхо­дил к народу – совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вы­зывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от обще­ственной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собра­ния городской образованной молодежи во главе с будущим патриархом Исидором. Воз­вращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333. году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святи­тель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поста­вившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов право­славия и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 ок­тября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом ду­ховной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объ­явил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пы­тался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий по просьбе Афонских монахов обратился сначала с устными увеща­ниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богослов­ские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 го­ду Афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варла­ама – так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 го­да в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, со­средоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положе­ния святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и патриарх Иоанн XIV Калека (1341–1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328–1341). Акиндин выступил с ря­дом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и Афонских монахов виновника­ми церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвиде­тельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу: он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христи­анской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явил­ся в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был ка­нонизован на Константинопольском Соборе при патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который написал житие и службу святителю.

 

---

- - -

* Для быстрой навигации по галерее используйте клавишу "Shift" и колесико мыши






Наши партнеры:

banner.jpg banner.jpg banner.jpg Яндекс.Метрика GISMETEO: Погода по г.Саранск

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет